?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Работаем!

        Вчера пришло письмо, которое меня очень порадовало. Оно из эпицентра политических и военных проблем, но совершенно про другое: «Ночи доброй!.. Со мной все хорошо. Я в Киеве. Хотел спросить, не подскажите, как должен выглядеть сценарий музыкального клипа, то есть шаблон. Как подается заказчику идея, сюжет и т.д. Я столкнулся с заказом на клип…» И подпись.

       Спасибо, дорогой мой френд!!! Спасибо за просьбу, которую я очень коряво, но постараюсь выполнить. За то, что вы пишите сценарий клипа, а кто-то его заказывает. Это признак жизни, признак конструктива. Я напишу то, что знаю про эту тему, и пусть добавит тот, кто знает больше меня.
__________________
     
         Я, например, видела, как такой сценарий рисовали. Да, самое начало творческого процесса выглядело так: сценарист сидел и обводил обычную кредитную карточку множество раз на листах формата А4. Знаете, как выглядят слайды презентации, когда мы хотим их экономно напечатать? Вот примерно так же располагались эти прямоугольнички. И в каждом из них схематично прорисовывался эскиз будущего плана: сам реальный певец или какая-то девица, или природа-погода, соответствующая авторским ассоциациям…


       Признаюсь: автор рисунков был сценаристом, режиссером и заказчиком клипа в одном лице. И он же – один из исполнителей. Это, конечно, нестандартный случай.

        Но если говорить о разделении труда, то визуализация клипа отличается от других типов визуализации тем, что звуковой ряд у вас уже есть, и его можно просчитать в секундах. Поэтому я бы начала с того, что расписала исходную вещь посекундно и «помысленно». То есть не по словам и не по фразам, а по смыслам и ассоциациям, заложенным в песне. Хоть таблицу делайте: в первом столбце - хронометраж, во втором – соответствующие слова и музыкальные проигрыши, а в третьем – тот ассоциативный ряд, из которого сложится ваш клип.

        Мне кажется, что идея клипа не должна (это мое личное мнение, может, у меня глюки), так вот, идея клипа не должна быть равноценна идее песни, лежащей в основе. То есть клип – не прямая иллюстрация, не прилепленная сверху картинка. У клипа своя образность. И она может выявить в песне такие скрытые пласты, о которых непосредственные исполнители и не задумывались.

         Вот написала это и сразу стала искать примеры. И всплыл, конечно, клип Майкла Джексона «Bad» («Плохой»), где герой-исполнитель танцует с толпой, как сейчас бы сказали, «агрессивно настроенных» подростков. Кто написал сценарий, я не знаю, но поставил клип Мартин Скорцезе, спец по плохим парням. В ставшей уже канонической проходке-танце Джексона по подземке (то ли переход, то ли метро) под повтор заклинаний «Я плохой, плохой… действительно плохой!..» один за другим разворачиваются эпизоды, в которых почти ничего не происходит, но которые зритель мысленно достраивает до самых жестоких и пиковых ситуаций. Ну, вырвал парень вентиляционную решетку из стены!.. И что такого?.. Оттуда ринулся пар, и мы легко представляем себе, как эти ребятки кого-то запихнули в черную дымящуюся дыру. Вот группка рассыпалась, они побежали вглубь коридора, оглядываясь. А мы ищем глазом, кто остался лежать: прохожий или такой же пацан, но из чужой банды? Нет никого – но сейчас будет, потому что стая неожиданно развернулась к нам лицом, и плохой парень Майкл снова повел их за собой на дело…

         Клип – это всегда поток образов, какой-то сон, сновидение, со своей странной логикой, как будто бы управляемой текстом. Но именно – «как будто бы». Потому что текст – это одно измерение, а клип – как минимум три: музыка, картинка и уж потом слова. Даже четыре – еще и голос. И в хорошем клипе экономность сценарного письма заключается в том, что эти измерения не дублируют друг друга, а подхватывают, поднимают всю затею на новую высоту. Такая синергия. Образы разворачивают смыслы, как минимум один раз, а часто – больше. И без клипа, без визуализации песня уже немыслима.

         За хорошим клипом всегда стоит история, которую можно пересказать. Стиль пересказа тоже меняет акценты: романтический, чувственный, брутальный, мистический, детективный… Допишите сами.

         Ну вот, даже захотелось поработать над таким сценарием! Жалко только, что у меня с музыкальностью плохо, и это не мой формат.

         Правило: Всё когда-нибудь пригодится.

        У кого есть опыт подачи заявки на клип, подкиньте идеи. На что делать акценты, сколько принято писать текста, как должен выглядеть синопсис?.. О чем мы тут не сказали или забыли сказать?

        Удачной охоты всем нам!

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
Evgeny Viskov
Mar. 4th, 2014 09:40 pm (UTC)
Советовать не возьмусь, фрагментарно поделюсь опытом. С суперзвездами не работал, но жанр клипа надкусывал как режиссер. Главная проблема: в силу заданного хрона и звука сложно, если не сказать, невозможно отделить режиссера от сценариста.
Ограниченный хрон и невозможность вложить кому-либо слова обязывают с самого начала продумывать все детали образа - цвет, костюм, реквизит, локейшн. Не тот случай, когда накреативили умную историю а дальше отдали на откуп художнику, оператору, реквизитору. Лажа в крупной форме может забыться еще до середины фильма. За три минуты клипа лажа не забывается. Читается абсолютно всё.
Про заявку. В моем случае заказчик в первую очередь хотел понять, как звезда будет выглядеть. Историю про поток образов и стихотворение снов нужно иметь в виду, но я в своих случаях, остерегался это все заявлять, чтобы не спугнуть клиента. В моем случае голливуд и станиславский были не потребны, нужно было красиво показать девушку. Что, впрочем, не отменяет личных амбиций режиссера.
Рекомендую заранее настроить заказчика на максимум потраченного времени. Если не ставится эксперимент наподобие однокадрового фильма, то как правило клип это короткие кадры. Выхлоп за смену не очень большой.
kemarskaya
Mar. 5th, 2014 06:23 am (UTC)
Женя, спасибо! Я еще потом вспомнила про необходимость монтажа укороченными кадрами - ведь расчет делается на многократный просмотр, как в рекламном клипе. То есть все чуть-чуть короче и плотнее, чем хочется глазу. В заявке это можно прописать, упомянуть про усиленную динамику действия (что-то в этом роде).
Evgeny Viskov
Mar. 14th, 2014 09:44 pm (UTC)
Жаль, что ответившим в ЖЖ из-под фейсбука не приходит уведомлений об ответах. Я прописывал короткие кадры в заявке и намного больше сюжетных линий, чем планировал снять изначально. Все ради того, чтобы заказчик осознал, что за два часа не получится :)
ardnaksela
Mar. 4th, 2014 10:59 pm (UTC)
Когда-то пробовала, но до реализации дело не дошло. Пользовалась методом "тройного образа". Выписывала ключевые слова/смысл песни. Потом писала с чем они у меня ассоциируются (первое, что приходит в голову), потом к словам ассоциациям свои ассоциации и так три уровня. Все, что вылезло на третьем уровне попыталась увязать в единую историю / видеоряд. Получилось довольно интересно. А вообще я для себя клипы разделяю на визуальные и смысловые. В визуальных красивая картинка (первые работы Алана Бадоева), вообще Бадоев красиво снимает. А смысловые это история. Например Гвен Стефани Cool. Клип полностью соответствует тому, что она поет в песне, но при этом очень интересно наблюдать развитие истории. Или Джастин Тимберлейк What goes around comes around - клип со Скарлетт Йоханссон. Безумно красивый и смысловой, хотя там и отдельный визуальный ряд присутствует. Мне ближе вторые - смысловые. Они лучше в память врезаются, да и вообще. История это история )
kemarskaya
Mar. 5th, 2014 06:26 am (UTC)
Визуальные и смысловые клипы
Вот ответ сценариста! Конечно, история лучше считывается. чем просто "взгляд и нечто". Хотя я помню одну рекламу шин Данлоп под песню - там такой поток сознания и образов - мама-не-горюй! Шикарная был клип, сто раз бы смотрела и все новое и новое вытаскивала!..
Как я рада тебя слышать в здравом уме и твердой памяти!))
new_storyteller
Mar. 5th, 2014 08:59 am (UTC)
Re: Визуальные и смысловые клипы
Ирина Николаевна, спасибо большое. Не приходилось писать клипы, но тема интересная. Кто знает, вдруг когда-нибудь пригодится.

Согласен с Вами: “За хорошим "смысловым" клипом всегда стоит история”.
new_storyteller
Mar. 5th, 2014 08:59 am (UTC)
Спасибо, любопытный подход.
kemarskaya
Mar. 5th, 2014 11:32 am (UTC)
Привет мэтрам!
Как хорошо, что вы здесь! Просто как будто на три года назад вернулись)) А про тему - сейчас явная тенденция есть к уменьшению хронометража из-за показа на мелких переносных устройствах, по дороге и т.д. Клипповые приемы спокойно переходят в такие микро-сериалы. А это уже нам ближе!
aeleeta_a
Mar. 5th, 2014 09:44 am (UTC)
Спасибо за тему! Интеренсо очень :) Информация лишней не бывает, кто знает, когда и как пригодится.
Я даже *с некоторым смущением признаюсь* делала несколько клипов как режиссер (и монтировала сама ручками, два в одном :D) на заре перестройки. Но совершенно без базы теоретической, на голой интуиции. Тогда была пора, когда вокруг все вскинулись "я тоже так могу, как большие" :))) Во всем это читалось, и в клипах тоже. Не в Москве дело было, но не суть. Ничего, симпатичные клипы получились. Правда, дико повезло с видеорядом богатым, "прозапас", при полном отсутствии возможностей, все на живой натуре. Но оператор был гениальный. Даже не художник, а оператор-поэт в своем деле. Это очень здорово спасало. Но я тогда четко понимала, что не умею, да "больше некому" :))) Смешно вспомнить :)
ЗЫ Еще и рекламные клипы делала. И даже несколько сама снимала, то есть, абсолютно соло в итоге. На той натуре, "что была" :))) Но могу даже наверное гордиться: меня заказчики рекламы потом передавали по сарафанному радио, нравилось и работало. Но гордиться только если забыть, что делала на коленке, "как умела" :)))
kemarskaya
Mar. 5th, 2014 11:36 am (UTC)
"Самострок на коленке"
Ха, я тоже рекламные клипы ваяла - как сценарист, в первую очередь. В начале 90-х, как и все. Страшно гордилась одним роликом, который начинался с черного экрана, в середине которого вспыхивал фонарь. Единственный такой был тогда в эфире, сразу его видно было!.. Сами писали, сами роли исполняли. И даже стилизовали под начало прошлого века: как выглядел бы рекламный клип папирос "Ира" (по-моему их делали). Смешно было очень, сама клиповая форма для нас была чудной абсолютно - во времена, когда 3-х секундный план считался браком, микропланом. Это как если бы сейчас первые сериалы для андроида делать)).
aeleeta_a
Mar. 5th, 2014 11:46 am (UTC)
Re: "Самострок на коленке"
Ой, так и в Москве "в это играли"? :)) Тогда мне уже можно гораздо меньше краснеть от такого самопала в биографии :))) Вообще, смешное время было. И плюсами (как по мне) - ощущение, что все можешь, просто бери и делай. Не только у себя ощущение - а все вокруг с таким же настроем. В принципе, это очень здОрово в плане куража, энергичности, деятельности :)
А сколько креатива улетало в воздух, в разговоры и хохот! Помню, делали рекламу мебели с упором на то, что она - "ручная работа". Я даже в ней снялась. Частично. Рука с маникюром :))) Так вот, в процессе придумалось с диким хохотом: муж вернулся, жена с любовником на кровати, муж за топор, жена его останавливает, указывая на кровать: "Что ты! Ручная работа!" ;) Такой креатив у заказчика, конечно же, не прошел бы: маленькая, но гордая южная, преимущественно мусульманская автономия. Но приятно вспомнить :))
kemarskaya
Mar. 5th, 2014 12:17 pm (UTC)
Re: "Самострок на коленке"
А какие ролики "звезды" тогда лепили - например, Лолита с Цекало! Про покойников на кладбище, из гробов встающих (реклама ленинградских шариковых ручек, за обладание которыми упыри дрались. При том, что эти ручки вообще не писали!) Умора! Очень смешно было.
Да, первые сто долларов, заработанные рекламными клипами, казались тогда офигительно большими деньгами.
aeleeta_a
Mar. 5th, 2014 12:21 pm (UTC)
Re: "Самострок на коленке"
Ой, мне жаль, что я не видела упырей в драке за ручки! Представила - вот уж умора, действительно! Вообще, мне кажется, тогда очень приветствовалась реклама с юмором. Сейчас все стали взрослыми какими-то, серьезными. И заказчики стали. А напрасно ;)
aeleeta_a
Mar. 5th, 2014 11:49 am (UTC)
Re: "Самострок на коленке"
ЗЫ Кстати, о темпе. Мой, внутренний, достаточно высок. Мне чем быстрее, тем приятнее воспринимается (до определенного предела, конечно). И вот меня здорово отравила динамика клипов, я потом над собой делала усилия, монтируя "нормальные" ролики, короткие кадры мне казались "вкуснее" в монтаже :))
kemarskaya
Mar. 5th, 2014 12:19 pm (UTC)
Re: "Самострок на коленке"
Мы тогда впервые поняли. что такое "укороченные планы". Я потом даже продюсировала один большой проект по социальной рекламе, там роликов десять, по-моему, было. И заказчики никак не принимали: "слишком коротко все!" А это были мультики, анимация. И делали их люди уже искушенные профессионально, правильно делали. А мне доставалось уговаривать, что так вот и надо, по-другому быстро надоест.
Мозги сдвинуть - большой труд нужен.
aeleeta_a
Mar. 5th, 2014 12:25 pm (UTC)
Re: "Самострок на коленке"
Да-да-да! Заказчику было очень трудно объяснить это! У меня главным аргументом было: ну вот видите, я бы могла схалтурить и сделать, как вы говорите, втрое меньше работы. А я за те же деньги хочу сделать насыщеннее, значит, это правда надо, раз я "в ущерб себе" практически на этом настаиваю? ;) Как ни странно, именно этот довод работал. Ну еще можно было небрежно бросить: посмотрите на американские клипы, разве вы забыли, как там? Это была чистой воды манипуляция, заказчики в то время и в том месте никаких американских клипов не видели, конечно, но умерли бы скорее, чем в этом признались :))))
kemarskaya
Mar. 5th, 2014 07:43 pm (UTC)
Re: "Самострок на коленке"
Других заказчиков у нас для вас нет!)))
aeleeta_a
Mar. 5th, 2014 08:38 pm (UTC)
Re: "Самострок на коленке"
Именно! Хотя, конечно, явная недоработка :)))
babybitch_
Mar. 5th, 2014 12:56 pm (UTC)
спасибо за пост!
я как раз в процессе придумывания сценария для любительского клипа. Будет теперь над чем подумать:)
kemarskaya
Mar. 5th, 2014 07:40 pm (UTC)
Вы еще в ФБ комменты посмотрите - очень здраво все. Вот здесь: https://www.facebook.com/irina.kemarskaya
svetlova_olga
Mar. 5th, 2014 03:11 pm (UTC)
Несколько лет назад у меня был опыт съемки моего первого видеоклипа в достаточно экстремальных условиях. Меня и мою одногруппницу по театральному университету пригласили как режиссеров на конкурс видеоклипов который приходил в Севастополе. Всего в конкурсе принимали участие 22 группы и 22 режиссера. По жребию режиссеры и группы нашли друг друга. За 3 дня нам нужно было найти локацию, написать сценарий и снять клип (это все без бюджета:)Нам попалась очень необычная исполнительница с космически-мистическим репертуаром. Я как раз люблю мистику, и на её музыку у меня сразу родился образный ряд и история мистически -сюрреалистического характера. Не знала как воспримет такую идею съемочная группа и исполнительница, но они все меня поддержали, всем понравилось и мы начали искать локацию. На это потратили больше всего времени. В итоге приехали в Балаклаву и решили что будем снимать там.Исходя из локации я ночью сделала раскадровку. Утром поехали снимать. По дороге купили немного реквизита. Снимали до захода солнца. Костюм был самый обычный - шорты и маечка(из того что было с собой). Были правда вставки где одевали и гримировали вокалистку под мима, но костюм и грим все из подручных средств. Сняли первый день. Опять ночью рисовала раскадровку что доснять. Очень конечно было мало времени и много снять не успели, включая всякие задуманные художественные тонкости, старалась в первую очередь снять те кадры, которые смогут сложится в законченную историю. Из моего опыта: очень важно как работает вокалист в кадре,если у него есть какие -то дополнительные таланты, их надо раскрывать. Например у нас девочка хорошо танцевала. В клипе важна картинка - хорошая натура, павильон, оригинальный фон. И оригинальная идея, мне больше нравится когда в клипах есть история,а не просто танцуют и поют.
kemarskaya
Mar. 5th, 2014 07:42 pm (UTC)
Таланты исполнителя
Да, конечно, про это как-то не написали, но понять возможности главного героя очень важно. Что лучше: "ты пой" - или "ты не пой, ты ходи!"?
v_mishakov
Mar. 5th, 2014 04:45 pm (UTC)
Мне бы очень хотелось увидеть, как выглядит сценарий клипа, по которому заказчик принимает решение снимать - не снимать.

Ставлю мысленно себя на его место и прихожу к заключению, что мне было бы легче представить будущий клип по картинкам, а не по словестному описанию.
kemarskaya
Mar. 5th, 2014 07:43 pm (UTC)
Может быть, сразу картинки отдавать рискованно? И не обязательно автор - хороший рисовальщик. Так что текст нужен, хотя бы для понимания, что хотят делать в принципе.
kemarskaya
Mar. 7th, 2014 06:10 pm (UTC)
Еще по теме:
Вот тут ссылку прислали про клипмейкерство. Неплохо сформулировано.

http://mabuk.ru/content/kak-sdelat-videoklip
escriban
Mar. 15th, 2014 04:05 am (UTC)
Клип компании АТР
kemarskaya
Mar. 15th, 2014 04:49 am (UTC)
Re: Клип компании АТР
Спасибо, еще лыко в строку!
cinema_agent
Mar. 15th, 2014 06:53 pm (UTC)
клип как маленькое кино
как и в кино - неизвестно, что сработает: ассоциативно-демонстративный ряд (http://www.youtube.com/watch?v=qgW2juIAaOg , ) или фактически экранизация текста песни (http://www.youtube.com/watch?v=WtlwGaIyIfI) или и то и другое (http://www.youtube.com/watch?v=f9NL3pZdR1o)... как и в кино - заказчик как правило уже сам продюсер, и понимает, какого рода картинка под музыку ему нужна. если он заказывает вам сценарий, он опирается на что? на ваши разговоры? на ваши прошлые работы? на тендер, где вы-никто и звать вас - никак? от этого зависит, как с ним разговаривать и что ему приносить можно, а что - нельзя. что вы готовы делать бесплатно, ради опыта, а что - нет)))
( 28 comments — Leave a comment )

Profile

kemarskaya
kemarskaya

Latest Month

February 2015
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner