?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

9 мая

   В принципе я личных постов не пишу. Но тут после нашего последнего обсуждения, касавшегося войны и победы, захотелось мне вспомнить своего папу, Николая Васильевича Кемарского, человека, к войне впрямую причастного и меня к ней, таким образом, приобщившего.

  Он воевал, но ветераном официально не считался. История, довольно типичная, как видно из сегодняшнего дня. Сейчас  многое из того, что в детстве воспринималось как данность, оцениваешь по-другому. Осенью 1941 года вместе с другими студентами ВГИКа, где он учился тогда на сценарном факультете, отец ушел в ополчение.

   О-полчение - странное слово. Полки, разрастающиеся вокруг чего-то. Такая множащаяся защита. Сегодня, роясь в Интернете, вдруг наткнулась на посты в ЖЖ http://ru-animation.livejournal.com/182681.html и дальше. Это воспоминания художника Евгения Мигунова, папиного близкого друга, об их уходе «в солдаты». Блеск профессиональной памяти, очень подробно записанные детали и краски. Но там нет финала этой эпопеи.

   А в финале они бежали из окружения. Группками, безоружные, пытались выйти через леса и деревни, не по дорогам. Из-под Волоколамска – так я помнила, и у Мигунова написано: «берег Ламы…» Но может быть, это было и из-под Ярцево, из-под Вязьмы. Это страшные места. Во ВГИКе есть доска с именами погибших. Там и директор ВГИКа оператор  Давид Владимирович Файнштейн, и студенты, и преподаватели. Имен могло быть гораздо больше.

   В роковой Вяземский "котел" папа с товарищами не попали – по счастью. Он мало рассказывал об этом. А то, что рассказывал, требовалось немедленно забыть. Например, про момент, когда ему было по-настоящему страшно. Их, голодных, приютили в какой-то деревне, и хозяйка нажарила сковороду яичницы из гусиных яиц на сале. Сало, видимо, прогоркло.  Всю ночь они бегали «до ветру» и тряслись, что немцы захватят их со спущенными штанами… Вот этот ужас перед беспомощностью я запомнила хорошо. До конца жизни папа яичницу на сале не ел.

   Другой момент был тоже не романтический. Когда они все-таки выбрались к Москве, отец, который был старшим в группе, раздал всем на руки паспорта. Я только потом поняла, что это было, в общем-то, преступление. Он обязан был сдать их в военкомат. И их бы всех отправили на фронт. Но он говорил мне, что не мог принять на себя ответственность за такой общий выбор. Договорились, что каждый решает сам -  что делать дальше.

   А дальше им еще раз невероятно повезло. Третьекурсники московских вузов – а они уже перешли на 3-й курс! – по приказу Сталина подлежали эвакуации как почти готовые специалисты. И уцелевшие вгиковцы уехали в Алма-Ату, где быстро доучились и в 1943 году отправились на фронты уже как военные корреспонденты. Отец хоть и выезжал с группами – об этом есть в мемуарах его друга оператора Семена Школьникова, – но работал редактором фронтовой кинохроники и опять же участником войны не считался.

   Он так и не выправил себе документов ветерана, считая, что хлопотать об этом нечестно по отношению к тем, кто не вернулся вообще. А он выжил и работал – чего еще надо?

   Его ветеранский знак принесли друзья и однополчане – и положили ему в гроб. Так что он все-таки был признан официально участником войны, хотя и не узнал об этом.

   Вчера мой друг Миша Фатахов написал мне, что по «Культуре» показали папину работу, телевизионный фильм-спектакль «Солярис» 1968 года, где отец - сценаристом. Как-то все совпало.

   Светлая память тем, кто ушел. Светлая память вашим родным, которых вы сегодня вспоминаете, – и здоровья тем, кто жив.

   С праздником вас!

       И еще - несколько фотографий, чтобы оживить "картинку":


1942
Николай Кемарский. 1942 год, вскоре после приезда в Алма-Ату.

1944d
1944 год. Уже на фронте с другом (не знаю, с кем). Отцу только что исполнилось 23 года.


1944a
Тот же день, сидят на капоте машины, дурачатся. А за ними - какой-то бесконечный простор. В альбоме написано "Варакманы. 2.09.44 г." А где это - не знаю. Не гуглится.

1944b
Какое-то очень счастливое фото. Тоже 1944 год.

1960

Начало 1960-х гг. Николай Васильевич Кемарский - сценарист студии "Центрнаучфильм". Мой папа.

Tags:

Comments

( 41 comments — Leave a comment )
vinni_p00h
May. 9th, 2013 07:19 am (UTC)
С Днем Победы!
kemarskaya
May. 9th, 2013 07:31 am (UTC)
Спасибо, и вас - тоже!
20da_sein10
May. 9th, 2013 07:22 am (UTC)
Вот это история...
С праздником!
kemarskaya
May. 9th, 2013 07:32 am (UTC)
Я думаю, что такие истории у всех есть. И вас с праздником! Спасибо, что читаете!
nimka
May. 9th, 2013 07:47 am (UTC)
Мам, молодец. Очень хорошо всё написала. :)
kemarskaya
May. 9th, 2013 07:50 am (UTC)
Ну, слава богу! А то я волновалась))
naxellent
May. 9th, 2013 08:11 am (UTC)
Вы на него похожи очень )
У меня дедушка в разведке воевал. В 19 лет трое суток простоял в осеннем болоте по пояс. Ноги всю жизнь отказывали, плохо слушались, болели. И про войну он рассказывать не любил, даже фильмы военные иногда переключал.
Светлая память ветеранам.
kemarskaya
May. 9th, 2013 08:15 am (UTC)
Натуля, спасибо! Светлая память.
zanuda_nudanai
May. 9th, 2013 08:21 am (UTC)
Спасибо за рассказ! С праздником! И светлая память всем нашим защитникам!
kemarskaya
May. 9th, 2013 08:49 am (UTC)
Камиль, и тебе спасибо. Светлая память.
gelena08
May. 9th, 2013 08:32 am (UTC)
С праздником!
Отличные фото.
Каждый год думаю выложить фото моего деда в блоге, но всякий раз не делаю. Думаю: кому это интересно, это личное, главное, что мы помним... На самом деле, я неправа. События тех лет давно перестали быть личными. Спасибо, что написали.
kemarskaya
May. 9th, 2013 08:50 am (UTC)
Я тоже долго сомневалась. Но потом как-то все сошлось одно к одному. И если не написать и не выложить - так и нет вроде ничего.
katerina3377
May. 9th, 2013 08:40 am (UTC)
С Праздником!
ТОлько с годами понимаешь, какой подвиг совершили наши родные. С годами осознаешь, что живешь благодаря ИМ! У меня бабушка оккупацию в Ростовской области пережила. Мне очень стыдно, что я ничего не записала, невнимательно слушала и не прониклась её рассказами. Хотя юность -это не оправдание.
Потом пришло осознание, но ушла бабушка. Зато остался День Победы. "Люди верят только славе и не понимают, что между ими может находиться какой-нибудь Наполеон, не предводительствовавший ни одною егерскою ротою, или другой Декарт, не напечатавший ни одной строчки в "Московском телеграфе". Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и не любопытны".
А.С Пушкин, "путешествие в Арзрум"
kemarskaya
May. 9th, 2013 08:51 am (UTC)
Да, когда приходит понимание, спросить уже не у кого.
odin_ne_odin
May. 9th, 2013 08:54 am (UTC)
всех с праздником великой победы, Урааааа. торжественный день
kemarskaya
May. 11th, 2013 05:11 pm (UTC)
Спасибо!
uljascha
May. 9th, 2013 09:56 am (UTC)
Спасибо за фото и рассказ, с праздником! Я о папе выкладывала в своем ЖЖ, а сейчас он написал книгу, но никто не торопится ее издать.
kemarskaya
May. 11th, 2013 05:26 pm (UTC)
Алена, читала я твой пост про папу! Очень душевно написано, и еще, конечно, то, что про знакомого человека читаешь - новые грани открываются. Спасибо!
ukhvatkina
May. 9th, 2013 09:57 am (UTC)
С Днём Победы!

Однажды, мне было тогда 23 года, я услышала в передаче по радио, что в этой войне людей воевавших 1920 - 1922 года рождения уцелело меньше двух процентов!
А у нас дедушка, 1921, прошёл войну. Вернулся живой. Они с бабушкой меня вырастили, воспитали. То есть, всё в моей жизни начиналось с них.
И мне невозможно представить ни себя, ни свою жизнь, другой, без дедушки. Это что то за гранями понимания! Это уже не я получусь.

Меньше двух процентов - таких как мой дедушка. Как ваш папа.
Такие юные они!
У меня от этого знания ощущение какой то безразмерной потери.
Поломки стольких жизней и судеб.
Родной человек воспитавший - это нерасплетаемо внутри, неотъемлимо, это тысячи разных дней, мигов, слов, историй - тоже безразмерное.

Получается, они вышли оттуда, откуда почти никто не вышел из их поколения.
Почему они, а не другие? Да кто ж ответит.

День Победы - праздник. Но не такой, как все другие праздники. Этот такой один. И словами не выразить. А хочется.
Хочется что то такое сказать, найти слова. Чувств много. Слова толпятся, те не находятся.
В итоге пою песни вместе с радио и телевизором. Хорошие песни!
Про войну. И про День Победы.

А они такие красивые на военных фото! Любуешься с горчинкой, с протестом тому, что вообще была эта война.
И с любовью, конечно. Очень красивые! Улыбаются. Драгоценные, любимые люди.

Ну и я тоже улыбаюсь фотографиям - дедушка не любил унывать.
А как смешно дублировал всякие пленумы ЦК КПСС или что там, не помню, было по телевизору бесконечное! - любимая наша передача в семье была, эти пленумы-заседания, ухохатывались до обессиливания, прямо райски, очень смешно!:))
Счас это написала - тоже засмеялась, ну невозможно смешно! Очень помню!
Это, наверное, и есть - светлая память, помнишь радость. Светлая, и сегодня - День Победы.


Edited at 2013-05-09 10:06 am (UTC)
kemarskaya
May. 11th, 2013 05:29 pm (UTC)
Танюхин, это замечательный текст!!! И я тоже засмеялась в конце. А про поколение это говорить нечего - выбили их почти подчистую. Но мы живем все-таки!
klinsity
May. 9th, 2013 09:59 am (UTC)
С днём Победы!В то время,пока пишу,у меня над крышей пролетели строем 5 вертолётов с парада с Красной площади на Тверь.Тем же порядком,что и летели на параде:красиво шли!Но громко!
Ирина,это правильно,что подняли эту тему.Хоть вы считаете её личной,но читая ваш текст,сразу вспомнились свои погибшие и многолетние истории поиска мест гибели и захоронений.Одних удалось найти, других нет.
То,как шли поиски близких... годы-и через Красный крест, и через всевозможные архивы, и через поисковиков, и через сайты местные и ВГД.До этого момента даже не знала,какое количество народу ищут своих погибших!Находят самые упорные, те,кто не сдаётся после первого отрицательного ответа из архива.А сколько ошибок в документах периода войны!Спасибо Интернету,без него многое было бы невозможно.
В результате могу сказать,что как бы горько не было тем, у кого погибли близкие,психологически тяжелее тем,у кого родные остаются в"неизвестных солдатах". И ещё.Моё личное отношение к войне по мере сбора информации тогда очень-очень изменилось...
kemarskaya
May. 11th, 2013 05:30 pm (UTC)
У меня мамин двоюродный брат пропал без вести. И тоже ничего не могли найти - никаких следов. Я тут его фотографии реставрировала в фотошопе - такое лицо хорошее. Всего 2 снимка осталось.
ell05
May. 9th, 2013 12:46 pm (UTC)
Хорошая история. И вы молодец, что написали это!
Такие истории должны оставаться в памяти.

Если интересно я историю своей бабушки в прошлом году написала.
http://ell05.livejournal.com/52440.html
kemarskaya
May. 11th, 2013 06:11 pm (UTC)
Прочитала! Спасибо! Таганрог - это вообще отдельная страница, как там люди выжили в войну, непонятно. То есть понятно, что дико тяжело было. А все-таки как представишь себе этот невыносимый быт и голод, с маленькими детьми, беспомощность перед всеми властями, так на многое смотреть спокойнее начинаешь. Не дай бог!
cinema_agent
May. 9th, 2013 02:25 pm (UTC)
спасибо за рассказ!
Очень тонкие вещи происходят, когда рассказывается личное. У нас, у читателей есть ощущение родства))) спасибо за Ваш рассказ, Ирина Николаевна, об отце-фронтовике! у меня деды воевали. И им спасибо!
kemarskaya
May. 11th, 2013 06:13 pm (UTC)
Re: спасибо за рассказ!
Да, тонкие, ты права. Какие-то глубокие пласты затрагиваются. Всем очень жалко потерять эти осколки чужих жизней.
glorisi
May. 9th, 2013 03:33 pm (UTC)
9 Мая, дяди
...9 мая 2013 в Н-ке впервые состоится общественная акция «Бессмертный полк»: участники шествия пройдут по Красному проспекту от ул. Державина до пл. Ленина с фотографиями своих родных, ореднами погибших в Великой Отечественной войне.

Спасибо, Ирина, всё правильно, так как надо. Вас с Победой!
Мой старший дядя воевал. После - в СССР не вернулся, остался в Польше (там своя история))). Дядья, мужья тёть, то же воевали - Чулковский, Литовкин,Сидоркин... Помню их умиротворённые открытые улыбки.

Варакманы... М\б, это Варакмяны, литовский городок?

Спасибо за пост.
kemarskaya
May. 11th, 2013 06:15 pm (UTC)
Re: 9 Мая, дяди
Может быть, и Варакмяны, они как раз снимали в Прибалтике. Но на других фото подпись "Рига". Могли быть командировки, легко. Спасибо!
peplov
May. 9th, 2013 03:43 pm (UTC)
Мы с подругой смотрели спектакль взахлеб!
С Днем Победы!
kemarskaya
May. 11th, 2013 06:16 pm (UTC)
А за это тебе с подругой отдельное спасибо!
antares68
May. 9th, 2013 05:10 pm (UTC)

kemarskaya
May. 11th, 2013 06:17 pm (UTC)
Да, только слова у этой песенки сначала были чуть другими. Утесов поет исправленный вариант. "От сырца и водки хрипли наши глотки..." И еще в нескольких местах. Спасибо, с удовольствием послушала. Отец с Утесовым был близко знаком.
alice_girl
May. 10th, 2013 08:01 am (UTC)
С Днем Победы, Ирина! С НАШИМ праздником, а не тем, что на площадях и парадах!
Мой папа чуть не попал в окружение, когда их, старшеклассников, осенью 41-го отправили рыть окопы под Москвой. А на фронт попал только в конце войны.
kemarskaya
May. 11th, 2013 06:19 pm (UTC)
Спасибо
Это странный праздник (теперь, по прошествии стольких лет), который делает людей лучше. И напоминает о ценностях.
mazhorka
May. 11th, 2013 07:46 pm (UTC)
С праздником! Для меня это семейный праздник, я даже специально приехала к бабушке, "погреться", "послушать", мои в то время тоже в Алма-Ату были направлены (люблю пересечения)), так вот семьи там и и жили, а прадеды кто где и в Прибалтике и под Москвой бились.Спасибо Вам за рассказ про судьбу отца и его творчество,для меня, большая честь с ним познакомиться на этих страницах! Светлая память!

Edited at 2013-05-11 07:47 pm (UTC)
kemarskaya
May. 13th, 2013 03:16 pm (UTC)
Да, пересечения очень бодрят. Понимаешь, что это все не только твое, но и остальных - тоже. Спасибо, и за приезд к бабушке "погреться" - тоже))
annaloca
May. 13th, 2013 07:21 am (UTC)
невероятно трогательно..
kemarskaya
May. 13th, 2013 03:16 pm (UTC)
Стараемся.
kemarskaya
May. 13th, 2013 03:35 pm (UTC)
Из рассылочной почты - история
"...Ирина Николаевна, здравствуйте! Огромное спасибо за публикацию о Вашем отце. Мне кажется, это очень важно - хранить в семьях и передавать от поколения к поколению такие свидетельства...
Вы написали, что будете рады историям про наших близких. Хочу поделиться своей.

Тем более, что с моим дедом, погибшим в боях за Крым, история связана поистине мистическая....

Дмитрия Илларионовича Грибовского, 1896 года рождения, отца пятерых детей, самому младшему из которых (моему папе) едва исполнилось 4 года, призвали в действующую армию, когда ему было почти 50. К концу 1943-го забирали уже всех…

Жила семья на Украине, в Херсонской области; вместе с дедом тогда ушли последние мужчины, которые ещё оставались в селе.

С войны дед так и не вернулся – пришло сообщение, что он пропал без вести. Пятеро детей осиротели; моя бабушка поднимала их одна. Как – это отдельный рассказ. Все выросли добрыми, порядочными людьми. И всю свою жизнь они мечтали найти место, где погиб их отец, привезти туда горсть земли из родного села, положить цветы…

Бабушка умерла, так и не узнав, где похоронен её муж, – она ждала его до самой своей смерти. Ушли из жизни и два старших сына…

И вот наступил 65-й год Победы. В начале апреля 2010 года мы с родителями поехали на Украину, в наше родное село – проведать близких. Как водится, пошли на кладбище, – там встретили много старых знакомых, папиных земляков. И один из них, папин друг детства, уже прощаясь, буквально на ходу, вдруг сказал: «Слушай, у нас тут на Украине недавно выпустили большую Книгу памяти. И я там увидел монумент с фамилией и инициалами твоего отца… Это недалеко… Съездил бы ты туда, посмотрел…».

Конечно, мы не поверили, что это может быть правдой, – ведь получается, что все эти годы дед покоился совсем рядом с родным домом. Но всё-таки решили на обратном пути заехать в село Пятилетка под Красноперекопском.

…Мы нашли этот памятник над братской могилой, где в числе десятков красноармейцев была фамилия и моего деда… Местные жители все эти годы заботились о мемориале – он в прекрасном состоянии. Спасибо им за это…

Нам рассказали, что в 1944 году почти весь взвод полёг в бою за это село (тогда оно называлось Малый Бем). Почему же дед значился как без вести пропавший? Этого мы не узнаем уже никогда…

А тогда, возле памятника, никто не стеснялся своих слёз. Через 66 лет младший сын нашёл могилу своего отца. Это было 10 апреля 2010 года…

Вернувшись домой, мы узнали, что есть сайт «Мемориал», где хранится информация практически обо всех погибших в Великой Отечественной войне. И из копии донесения узнали, что стрелок Дмитрий Илларионович Грибовский был убит... 10 апреля 1944 года.

Вот такие бывают совпадения. Совпадения ли?.."
Татьяна Смирнова, Краснодар
leroev
May. 14th, 2013 02:36 am (UTC)
Жизнь удивительнее любого сценария! И пробирает сильней...
kemarskaya
May. 14th, 2013 08:41 am (UTC)
Да, Миша, пронзительная история.
( 41 comments — Leave a comment )

Profile

kemarskaya
kemarskaya

Latest Month

February 2015
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner